УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства образования Республики Беларусь 04.08.2022 № 230
ПОЛОЖЕНИЕ
об учреждении дошкольного образования
- Настоящее Положение определяет порядок деятельности учреждения дошкольного образования.
- Настоящее Положение распространяет свое действие на учреждения дошкольного образования, а в части организации образовательного процесса и приема (зачисления) лиц для получения дошкольного образования – на иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования, иные организации, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее, если не установлено иное, – учреждения дошкольного образования).
- Учреждение дошкольного образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), настоящим Положением, иными актами законодательства, уставом учреждения дошкольного образования.
- Предметом деятельности учреждения дошкольного образования является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста.
- Основные задачи учреждения дошкольного образования:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение разностороннего развития личности воспитанника в соответствии с его
возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями; формирование у воспитанников нравственных норм, компетенций, необходимых
для приобретения социального опыта; подготовка к продолжению образования; оздоровление.
- Основной функцией учреждения дошкольного образования является создание условий для:
обучения и воспитания, ранней социализации воспитанников;
освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому для воспитанников, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать учреждение дошкольного образования;
получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;
физического, социально-нравственного, личностного, познавательного, речевого и эстетического развития воспитанников;
формирования у воспитанников гражданственности и национального самосознания, основ патриотизма, традиционных ценностных установок;
приобщения воспитанников к общечеловеческим ценностям и современным традициям;
развития у воспитанников общих и специальных способностей к разным видам деятельности и творчеству;
выявления и развития индивидуальных склонностей воспитанников и их интеллектуально-творческого потенциала;
обеспечения преемственности дошкольного и I ступени общего среднего образования;
организации питания и оказания медицинской помощи, проживания (при необходимости) воспитанников;
- Учреждение дошкольного образования является юридическим лицом.
- Учреждение дошкольного образования может реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи и осуществлять оздоровление воспитанников.
- Учреждение дошкольного образования в части, не урегулированной настоящим Положением, руководствуется:
при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью актами законодательства, которые определяют порядок организации образовательного процесса в учреждениях образования при реализации образовательных программ специального образования;
при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи актами законодательства, которые определяют порядок организации образовательного процесса в учреждениях образования при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и приема в них лиц для получения дополнительного образования и молодежи.
- Создание, реорганизация и ликвидация учреждения дошкольного образования осуществляются в порядке, установленном актами законодательства.
- Вид учреждения дошкольного образования определяется при его создании в соответствии с реализуемыми образовательными программами.
- Решение об изменении вида учреждения дошкольного образования принимается учредителем по собственной инициативе либо по инициативе учреждения дошкольного образования при соблюдении условий, установленных статьей 23 Кодекса.
- Права и обязанности учреждения дошкольного образования регламентированы статьей 19 Кодекса.
- Учреждение дошкольного образования обеспечивает сбор, учет, хранение и использование архивных документов в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства.
- Учреждение дошкольного образования осуществляет самоконтроль за обеспечением качества образования, порядок и периодичность проведения которого определяет руководитель учреждения дошкольного образования.
- К структурным подразделениям учреждения дошкольного образования относятся: пункт коррекционно-педагогической помощи, ресурсный центр, иные структурные подразделения.
- На основании решения руководителя учреждения дошкольного образования структурные подразделения могут создаваться как обособленные подразделения.
- К обучающимся в учреждении дошкольного образования в зависимости от осваиваемой образовательной программы относятся следующие категории: воспитанники и учащиеся.
- Права и обязанности обучающихся учреждения дошкольного образования устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования, договорами в сфере образования, заключаемыми при получении образования на платной основе.
- Категории педагогических работников, иных работников учреждения дошкольного образования, их права и обязанности, требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определены статьями 50–54 Кодекса.
- Управление учреждением дошкольного образования осуществляется в соответствии со статьей 138 Кодекса, настоящим Положением, иными актами законодательства, уставом учреждения дошкольного образования и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
- Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования установлены статьей 139 Кодекса.
- Обучение и воспитание при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется на одном из государственных языков Республики Беларусь.
- Выбор языка обучения и воспитания при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в соответствии со статьей 82 Кодекса.
- Планирование образовательного процесса осуществляется на основе учебно- программной документации образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
- В период каникул при сокращении численности воспитанников при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации допускается переформирование групп учреждения дошкольного образования или их закрытие.
- В учреждении дошкольного образования при реализации образовательной программы дошкольного образования образовательный процесс осуществляется в группах или индивидуально.
- Условия объединения воспитанников в группы, их наполняемость регламентированы пунктами 6–8 статьи 139 Кодекса.
- В учреждениях дошкольного образования могут создаваться санаторные группы, иные группы, а также специальные группы, санаторные специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания, санаторные группы интегрированного обучения и воспитания при организации интегрированного обучения и воспитания.
- Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения дошкольного образования в соответствии с индивидуальным учебным планом или индивидуальным учебным планом и индивидуальной учебной программой для обучающегося с особыми индивидуальными образовательными потребностями.
- Если время пребывания воспитанников составляет от 2 до 7 часов ежедневно, несколько дней в неделю, месяц, год, то могут создаваться группы кратковременного пребывания при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
- При наличии условий и отсутствии потребности в местах для детей раннего и дошкольного возраста по решению местных исполнительных и распорядительных органов обучение и воспитание учащихся первых классов учреждений общего среднего образования могут быть организованы на базе учреждения дошкольного образования.
При этом учащиеся первых классов входят в состав группы учреждения дошкольного образования.
- Образовательный процесс в первых классах осуществляют педагогические работники учреждения общего среднего образования, во внеучебное время с учащимися первых классов работают педагогические работники учреждения дошкольного образования.
- Прием (зачисление) лица для получения дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии свободных мест и на основании документов, указанных в пункте 1 статьи 140 Кодекса.
- Прием (зачисление) лица для получения дошкольного образования осуществляется путем принятия решения (издания приказа) руководителем учреждения дошкольного образования о приеме (зачислении) лица в учреждение дошкольного образования.